Автоматическая коробка передач — важный узел, ведь именно он обеспечивает эффективность работы авто. Одним из ключевых компонентов АКПП является техническая жидкость, известная как ATF, от английского «Automatic Transmission Fluid». Это специальная смазка, которая не только поддерживает трение и температуру внутри коробки, но и передает усилия между ее частями. Разберемся, что представляет собой ATF, как она работает, зачем нужна, и какие основные виды технических жидкостей для автоматических трансмиссий существуют.
Что это такое
Техническая жидкость для автоматических коробок передач (АКПП) — разновидность смазки (перейти к товарам) для обеспечения корректной работы автоматических трансмиссий в автомобилях. ATF является неотъемлемой частью системы АКПП, выполняя сразу несколько функций: смазывание, охлаждение, передача усилий и защита от износа.
Зачем нужна ATF
Техническая жидкость ATF выполняет несколько ключевых задач:
- уменьшает трение между компонентами трансмиссии. АКПП состоит из множества вращающихся и взаимодействующих деталей, и смазка необходима, чтобы предотвратить их износ;
- отводит тепло от критически важных узлов трансмиссии, предотвращая перегрев и обеспечивая стабильность работы всей системы;
- передает гидравлическое давление, которое управляет перемещением фрикционных дисков и обеспечивает переключение передач. Это особенно важно для корректной работы гидротрансформатора, главного механизма, связывающего двигатель и трансмиссию;
- защищает металлические компоненты от коррозии и предотвращает образование отложений на деталях;
- поглощает и смягчает удары при переключении передач, что обеспечивает плавность движения автомобиля.
Легко понять, что без смазки коробка передач будет работать плохо и недолго. Но важно еще и правильно ее подобрать, потому что технических жидкостей для АКПП существует довольно много.
Основные виды
ATF различаются по характеристикам и составу, чтобы соответствовать различным типам автоматических трансмиссий и условиям эксплуатации.
Основные типы:
- Dexron и Mercon были разработаны компаниями General Motors и Ford соответственно. Они стали первыми массовыми жидкостями для АКПП и в основном используются в старых моделях автомобилей. Обеспечивают стандартный уровень вязкости и защитные свойства;
- ATF+4 была разработана для автоматических трансмиссий автомобилей Chrysler. Отличается улучшенной стабильностью при высоких температурах и стойкостью к окислению, что продлевает срок службы трансмиссии4
- HFM (Highly Friction Modified) содержит особые фрикционные присадки, которые делают ее совместимой с трансмиссиями, требующими более низкого трения, что важно для современных автоматических коробок передач с высоким уровнем КПД;
- жидкости для вариаторов — специальный тип ATF, используемый в бесступенчатых трансмиссиях-вариаторах. Эти жидкости эффективны при трении и имеют повышенную устойчивость к нагрузкам, что необходимо для работы ремня или цепи вариатора;
- жидкости для АКПП с двойным сцеплением (DCT Fluid). Поскольку такие трансмиссии требуют жидкости с высокими фрикционными характеристиками для плавной работы двойного сцепления, DCT Fluid разработана с учетом этих особенностей и обеспечивает высокую эффективность работы;
- синтетические ATF отличаются улучшенными характеристиками, особенно при экстремальных температурах. Они долговечнее, обладают высокой термостойкостью и устойчивы к окислению. Рекомендуются для использования в современных и высокопроизводительных трансмиссиях.
Технические жидкости ATF играют критически важную роль в обеспечении долговечности автоматической коробки передач. Они выполняют множество функций: от смазки и охлаждения до защиты от износа и коррозии. Выбор подходящего варианта зависит от типа трансмиссии, условий эксплуатации и требований производителя.
Пока никто не оставлял здесь комментариев.