Содержание
Воздушно-масляный сепаратор: для чего он нужен, принцип работы, виды

Компрессор — сложное устройство, которое нуждается в чёткой и отлаженной работе всех своих узлов. За грамотной очисткой воздуха и масла следит специальная система: воздушный и масляный фильтры, а также воздушно-масляный сепаратор.

Как следует из названия, это устройство нужно для отделения частиц любого типа масла от сжатого воздуха. Если смазочно-охлаждающая жидкость проникает в цилиндры, она «забивает» ток воздуха, оседает на деталях и приводит к поломкам.

Задачи, которые решает воздушно-масляный сепаратор:

  • подача свободного от масла воздуха;
  • увеличение срока службы остальных частей компрессора и самого двигателя;
  • более эффективное использование масла за счёт его рециркуляции;
  • защита двигателя и уменьшение образования нагара;
  • снижение расходов на оборудование;
  • предотвращение потери мощности и преждевременной детонации.

Важно помнить, что маслосепаратор является расходником, который нужно своевременно менять.

В основе сепаратора лежит система фильтрующих элементов. Первый слой состоит из уникального композитного материала — боросиликатного стекловолокна. Второй отделительный слой выполняют из микрополиэфирного ворса. Для уменьшения нагрузки на эти два слоя иногда применяется ещё внешний слой предварительного отделения. Разные модели могут использовать указанные или иные материалы с разным размером волокон: от этого зависит степень отделения.

Первый этап сбора масла происходит по принципу центробежной силы: большая его часть собирается в поддон, не дойдя до фильтра. Второй этап — адсорбционный: воздух проходит сквозь волокнистый материал, а туман и мелкие капли — нет. На этом этапе сепаратор работает посредством коалесценции: осевшие капли постепенно объединяются в более крупные, а затем стекают в поддон под своим весом.

После этого струя воздуха продолжает своё движение по задуманной траектории, а масло возвращается в свою собственную систему.

На современном рынке можно найти хороший выбор моделей маслосепараторов. Помимо очевидного подразделения по производителям, выделяются и другие типы.

По расположению они могут быть встроенными (погружными) и внешними (накручивающимися). Первый вариант устанавливается внутри масляного бака — под фланец, а второй — на суппорт, который крепится к компрессору посредством резьбы. Накручивающийся вариант практичнее, поскольку его проще заменять по истечении срока эксплуатации.

Разборные и неразборные различаются тем, что в первом случае меняется только фильтрующий элемент, а корпус остаётся, а во втором замены требует устройство целиком.

По типу решаемой задачи:

  • стандартный;
  • глубокой очистки;
  • для вакуумных насосов.

Подбирать устройство нужно в зависимости от конструкции самого компрессора. Рекомендуется использовать либо оригинальные сепараторы, либо подбирать рекомендованные производителем аналоги: так вы сможете быть уверены в качестве получаемого воздуха.