Специалисты Cummins Filtration в России и СНГ делятся экспертным мнением и говорят о преимуществах охлаждающих жидкостей ES Compleat. В статье приводится исторический экскурс в развитие антифризов и рассказывается об их важных свойствах.
Авторы статьи:
В. Куличев, руководитель подразделения Cummins Filtration в России и СНГ;
А. Афонькин, технический специалист Cummins Filtration в России и СНГ;
Е. Башкалин, региональный менеджер Cummins Filtration в СНГ
В сегодняшних непростых экономических условиях потребители логично стремятся к максимальной экономии при приобретении, а также эксплуатации машин и оборудования. В этой связи мы зачастую наблюдаем следующую философию владения, например, отечественной и малобюджетной зарубежной техникой: дешевое – дешевому, все равно относительно недорого и сломается. Возможно, стоит задаться вопросом, почему именитая техника при соблюдении рекомендаций показывает значительно большую надежность и долговечность, имеет в разы большие ресурсы и качество? Почему для нее так тщательно прописывают правила и рекомендации по обслуживанию и эксплуатации? Не потому ли, что на надежность и долговечность техники влияет не только бренд и качество изготовления, но и другие факторы, которые способны продлевать или сокращать время ее жизни?
Постараемся ответить на данные вопросы на примере выбора охлаждающей жидкости для двигателей внутреннего сгорания. Значимость данного выбора многократно недооценена. Возможно, некоторым трудно поверить, что система охлаждения является наиболее значимой причиной выхода из строя машин, но это так: по нашим данным, 40% всех проблем с дизельными двигателями прямо или косвенно связаны с неправильной работой системы охлаждения.
Для понимания важности выбора охлаждающей жидкости проведем исторический экскурс.
На заре развития двигателей внутреннего сгорания в качестве охлаждающей жидкости использовали воду, но инженеры были не удовлетворены высокой температурой замерзания, а также низкой температурой кипения воды и стали искать способы изменить эти параметры охлаждающей жидкости. Так появился антифриз на основе глицерина, который имел более низкую температуру замерзания и более высокую температуру кипения. Как обычно в инженерном деле, наряду с преимуществами новое поколение охлаждающих жидкостей имело также ряд недостатков, такие, как, например, высокая вязкость и низкая текучесть. Дальнейшие поиски путей усовершенствования формулы охлаждающей жидкости привели исследователей к технологии, которая используется и по сегодняшний день: антифризы на основе этиленгликоля.
Этиленгликоль обладает весьма интересными свойствами – его температура замерзания опускается при добавлении воды до процентного соотношения 30% (70% этиленгликоль), после чего температура замерзания повышается. Кроме того, данное вещество обладает хорошей текучестью и относительно высокой температурой кипения. Однако этиленгликоль имеет и серьезный недостаток – высокую коррозионную активность. Чтобы не допустить коррозии и улучшить другие характеристики охлаждающей жидкости, в ее состав добавляют различные присадки. Например, силикаты, нитриты или фосфаты, карбоксилатные присадки, плюроники. Соответственно чем качественнее продукт, тем в нем лучше сбалансировано количество присадок на продолжительный срок эксплуатации и тем он надежнее защищает двигатель.
Очевидно, с развитием двигателестроения происходит усложнение конструкции двигателя внутреннего сгорания, а вместе с этим усложняются компоненты и материалы. Усложняется и охлаждающая жидкость, чтобы отвечать современным требованиям по отводу тепла и защите двигателя. Сегодня любой компонент двигателя должен рассматриваться как часть единой системы.
Разработка и производство качественного антифриза выливается в трудоемкий и долгий процесс, требующий опыта и знаний в области двигателестроения, и, что важно отметить, непосильный любому производителю. Современная охлаждающая жидкость регламентирована серьезными стандартами, прохождение которых требует значительных инвестиций и занимает несколько месяцев.
Например, известный стандарт CES 14603, который включает в себя требования стандарта ASTM6210 и дополнительные лабораторные и эксплуатационные испытания, описанные более чем на 40 страницах. Это подчеркивает степень внимания со стороны производителей к охлаждающей жидкости. Рекомендуем поинтересоваться у поставщика охлаждающей жидкости, проходила ли продаваемая им жидкость испытания и сколько потребовалось для этого времени.
Кроме того, каждая произведенная партия охлаждающей жидкости должна пройти комплекс проверок, длящихся несколько часов: начиная с исследования компонентов и заканчивая анализом готового продукта. Этот анализ включает в себя более девяти контрольных показателей, таких как щелочность, плотность, содержание нитритов/молибденов, пенообразование, точка кристаллизации и др. Такие проверки позволяют с уверенностью утверждать, что вся продукция вне зависимости от времени и места производства полностью соответствует всем требованиям стандартов, а также обладает одинаковыми характеристиками. Пробы партии хранятся продолжительное время у производителя охлаждающей жидкости.
Логичный вопрос: а что будет, если игнорировать требования и лить в охлаждающую систему жидкость сомнительного происхождения и устаревших или упрощенных формул? Последствия применения низкокачественных жидкостей, не соответствующих требованиям заводов – изготовителей техники, вы можете увидеть в любом цехе по ремонту двигателей: повреждение гильз от кавитации, коррозию элементов системы охлаждения, локальные перегревы, жесткий осадок и шлам, забивающий каналы, которые, конечно, вызывают выход двигателя из строя. Причем указанные повреждения не зависят от стоимости двигателя и производителя. Вы их можете увидеть на любом двигателе, в котором использовали сомнительную охлаждающую жидкость.
Сегодня на рынке представлено множество торговых марок охлаждающей жидкости, произведенной по различным технологиям, которые чаще всего унаследованы с 1960-х гг. Многие считают, что главное отличие всех охлаждающих жидкостей – это цвет и основа, однако это не так.
Дело в том, что почти все материалы для изготовления охлаждающей жидкости бесцветны, а окрас происходит посредством красителей и исключительно в целях удобства покупателя и продвижения продукта. Поэтому многочисленные мнения клиентов о том, что цвет говорит о большем количестве полезных присадок или свидетельствует о производителе, – это заблуждение. Окрасить в яркий цвет можно как обычную воду, так и современный технологичный продукт. Правильный состав может гарантировать только серьезный производитель с большим опытом и знаниями в данной сфере, а также авторизованный продавец продукции.
Что касается основы, то следует заметить, что смешение антифризов с различными базами может привести к негативным химическим процессам и потере требуемых характеристик. Но не только основы имеют ключевое значение. Например, одна из самых популярных основ – этиленгликоль – используется для производства как традиционных охлаждающих жидкостей (неорганические ингибиторы коррозии), так и гибридных (с органическими и неорганическими ингибиторами). На первый взгляд можно не заметить отличий, особенно если цвет антифриза имеет один и тот же оттенок, однако срок службы таких жидкостей, а также их характеристики сильно различаются.
Вернемся к вопросу об эксплуатации малобюджетной техники и стереотипу о том, что в этом случае нет необходимости использовать качественные материалы при обслуживании. Следует ли игнорировать представленные факты? Впрочем, этот вопрос можно переформулировать: Вы хотите ездить (работать) или стоять на ремонте?
В этой связи хотелось бы обратить внимание на передовую технологию и совершенную формулу, которая позволяет не менять охлаждающую жидкость до переборки двигателя. В процессе эксплуатации следует лишь проверять охлаждающую жидкость тестовыми полосками и при необходимости доливать компоненты. Легко представить экономический эффект, который выражается в сотнях тысяч рублей для больших двигателей. Причем указанный экономический эффект не зависит от стоимости двигателя и производителя.
Где же взять современную охлаждающую жидкость, которая позволяет достичь значительной экономии для любого двигателя, включая двигатели отечественных производителей и двигатели для малобюджетной зарубежной техники?
В мире с 1919 г. успешно работает уникальная компания, которая производит двигатели и имеет возможность разрабатывать охлаждающую жидкость как важнейшую часть системы: двигатель, компоненты и расходные материалы. Это компания Сummins и ее подразделение Cummins Filtration, которое выпускает продукцию под брендом ES Compleat. Cummins Filtration имеет 50-летний опыт исследования и производства охлаждающих жидкостей, что позволяет производить современный технологичный продукт.
Будучи глобальной компанией, Сummins ищет пути снижения стоимости охлаждающей жидкости. Наиболее эффективный путь – локализация производства. Сummins локализовала производство в России и добилась значительного сокращения стоимости продукта ES Compleat, что делает высокотехнологичную жидкость доступной для владельцев машин и оборудования, применяемых в различных сегментах и производимых под различными торговыми марками.
Мы наблюдаем постоянное развитие и техническое усовершенствование двигателей, благодаря чему машины становятся мощнее и экономичнее. При этом они предъявляют более серьезные требования к обслуживанию, качеству и надежности эксплуатационных материалов.
Пока никто не оставлял здесь комментариев.