Автомобильное масло

Зачем нужна маркировка?

Для того, чтобы двигатель автомобиля не заглох за считанные секунды, необходимо использовать моторное масло. Оно создаёт на деталях защитную плёнку, благодаря чему значительно уменьшается их естественный износ, а также выполняет ряд не менее важных функций — охлаждает рабочую зону, очищает детали от продуктов износа, смазывает и защищает металл от коррозии.

Но не все автомасла одинаковы: для того, чтобы они выполняли свои задачи по максимуму, нужно правильно подобрать свой вариант. Системы маркировок были специально разработаны для того, чтобы не запутаться в разных характеристиках.

Какие бывают классификации?

Для начала предстоит определиться с группой базового масла — основы, к которой добавляют необходимые присадки для получения готового смазочного продукта. Обычно таких групп выделяется пять: чем больше цифра, тем выше качество и стоимость. Первая и вторая группа — минеральные, получаемые из сырой нефти путём очистки, соответственно, реагентами или водородом. Третья, четвёртая и пятая — синтетика, тоже получаемая из нефти, но не напрямую. Здесь требуются более сложные и многочисленные этапы перегонки и очистки, зато и результат значительно превосходит минеральных «собратьев». При этом пятая группа считается неоправданно дорогой для автоиндустрии, а вот третья и четвёртая получили заслуженно широкое распространение.

На сегодняшний момент использование «чистых» минеральных разновидностей нецелесообразно в большинстве случаев, особенно в российском климате. Они быстро густеют на холоде, склонны к окислению и образованию отложений, плохо влияют на экологию и требуют частой замены. Современные решения — синтетика и полусинтетика.

Для маркировки по сезонам используется классификация SAE. Она позволяет определить вязкость и, соответственно, спектр температур, при которых автомасло покажет наилучшие результаты.

  • Летние обозначаются числом от 20 до 60. Оно указывает на текучесть масла при достижении рабочей температуры двигателя — она составляет 100-150°С.
  • Зимние имеют после числа дополнительный индекс W — от 0W до 25W. Чем меньше само число, тем более низкие температуры выдерживает масло без потери своих свойств.
  • Всесезонные — наиболее распространённая группа. Они маркируются двумя числами через дефис — от 0W-20 до 25W-60.

Классификации API, ACEA и ISLAC указывают на назначение масла по типу двигателя и на эксплуатационные свойства самого продукта. Первая была создана Американским Нефтяным Институтом и считается общемировой, вторая — европейская, а третью можно считать самостоятельным подклассом API c более «жёсткими» требованиями к качеству.

Например, в случае с API тип двигателя обозначает первая буква: S для бензинового, C или F — для дизельного. Вторая буква (к ней иногда добавляется цифра) обозначает класс масла — чем она дальше от начала латинского алфавита, тем лучше. Дробная маркировка обозначает, что продукт подходит и для бензинового, и для дизельного типа.

Что такое допуски?

Иногда производители автомасел за свой счёт проводят испытания на двигателях автопроизводителей. Если смазочный материал успешно проходит серию испытаний, автозавод выдаёт соответствующий сертификат. Это позволяет указывать на этикетке допуск, который означает, что масло рекомендовано к использованию в определённых моделях двигателей, при этом зачастую одним допусков сразу несколько.

Если же они отсутствуют, это не значит, что масло плохое: допуски нужны для того, чтобы облегчить выбор, ведь достаточно просто найти на упаковке «свою» модель. На качество продукта указывают сертификаты соответствия — международные API, ISLAC и ACEA, и российские ГОСТы.