Назначение турбинного масла
Независимо от типа турбинной установки, её компоненты подвергаются серьёзным нагрузкам: высокие обороты вала приводят к тому, что подвижные детали и узлы перегреваются. Сами лопасти находятся под постоянным воздействием горячего газа или пара, а значит, агрегат нуждается в отводе тепла. Эффективным решением этой задачи является использование турбинного масла, которое охлаждает как непосредственно элементы паровых и газовых турбин, так и вспомогательное оборудование.
Как и любое другое масло, оно смазывает детали и защищает их от слишком быстрого износа. Кроме того, оно может выступать и в роли рабочей жидкости в гидравлических и циркуляционных системах.
Смазочные вещества для турбин, как правило, производят путём глубокой очистки парафинистых нефтей, содержащих серу, и добавлением к получившейся основе функциональных присадок — специальных компонентов, улучшающих её базовые свойства. По сравнению с индустриальным маслом, турбинное требует гораздо более тщательной очистки, поскольку большинство случаев выхода турбоагрегатов из строя связанно именно с загрязнённым или некачественным маслом. Чтобы избежать поломок, нужно внимательно подходить к выбору продукта, его своевременной замене и обслуживанию маслопроводов.
Во время рабочего процесса смазочный материал неизбежно подвергается загрязнениям, поэтому необходимо периодически проводить цеховой контроль с целью определения необходимости внеочередной очистки или полной замены.
Выбор турбинных масел
Для адекватной работы оборудования смазочный компонент нужно подбирать в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Вот ряд параметров, которые напрямую влияют на выбор:
- текучесть;
- кинетическая вязкость;
- температура вспышки;
- температура застывания;
- класс чистоты;
- кислотное число.
Характеристики, которыми должен обладать этот вид смазки, происходят из особых условий эксплуатации. Перечислим ключевые требования, которым должен удовлетворять качественный продукт:
- антиэмульсионность;
- отведение воды и пара;
- стабильность физико-химических свойств на протяжении всего расчётного срока эксплуатации;
- высокая теплоёмкость, позволяющая постоянно рассеивать тепло;
- однородность состава;
- способность к фильтрации и изначально высокая степень очистки;
- устойчивость к образованию пены;
- незначительное выпадение осадка;
- усиленная защита металлических поверхностей от окисления, ржавчины и коррозии;
- достаточная вязкость для снижения нагрузок на детали.
Классификация и маркировка турбинных масел может производиться по DIN, по ISO и по ГОСТам — в России наиболее широко распространён последний вариант. Он предусматривает маркировку масел без присадок литерой «Т» и числом, обозначающим вязкость — например, Т-22. Высокие показатели по характеристикам достигаются за счёт выбора наилучшего сырья и поведения глубокой очистки. Если же в составе есть присадки, к обозначению добавляется литера «п» — например, Тп-46.
Пока никто не оставлял здесь комментариев.